Большая пещера
в посёлке Лаклы
в Башкирии

Лаклы.

Этот посёлок хорошо знают многие любители сплавов по реке Ай, здесь находится конечная точка их маршрута у довольно занятного фонтана, бьющего прямо из-под земли. Но мы сегодня здесь не за этим, у нас несколько другая цель прогулки - пещеры. А именно Лаклинская пещера, находящаяся прямо на выезде из посёлка. Место уже полюбившееся многочисленным туристам и путешественникам. Несмотря на то, что пещера находится в непосредственной близости у дороги, разглядеть вход в неё "на ходу" довольно сложно. Во всяком случае, у меня не получилось и мы сделали крюк до следующего посёлка, в котором и решили уточнить маршрут у местного жителя. Во дворе одного из домов как раз такой нашёлся. Он нам почему-то очень сильно обрадовался и с сияющей улыбкой в подробностях чуть ли не до камешка рассказал, куда и сколько ехать, и где остановится.

Итак, мы вернулись к нужному месту, поставили машину возле дороги (благо, место там позволяет разместить хоть несколько десятков машин) и пошли в пещеру. Гора, в которой она расположена, находится по правому берегу реки Лаклы (ну а какой же ещё-то :-): )

Вероятно, речка довольно чистая, поскольку мы сами видели, как некоторые местные жители полощут в ней бельё. Так непривычно было это видеть! Словно переместился во времени на полтора-два столетия назад. Впрочем, дальше нас ждало не менее удивительное путешествие во времени. Через речку перекинут этакий "в три жёрдочки берёзовый мосток", так сказать, по нему её и форсируем под мирный шелест воды на камнях.

Хочу заметить, что сразу тут же подниматься в гору не стоит: особо интересного там ничего нет, а вот потерять друг друга из виду и потом почти час ходить по кругу в поисках самих себя это запросто. Мы так и сделали :-):

На самом деле от этого мостка нужно пройти немного вверх по течению и тогда точно не получиться пройти мимо соответствующей информационной таблички.

И вот уже от неё вверх по довольно-таки крутому склону поднимается хорошо протоптанная тропинка непосредственно к входу в пещеру. Подниматься не высоко, даже с учётом предыдущего часа круговой ходьбы по горе мы поднялись очень быстро. Ну и что, и где она? Вот она!

Вход в пещеру большой. Ни наклоняться, ни, тем более ползти не надо, можно уверенно шагать в полный рост. Я ожидал увидеть там стаи голубей, о которых так часто пишут туристы в интернете и предусмотрительно бросил в проём камень. Ни камень обратно, ни голуби не вылетели. Немного озадаченно я бросил контрольный, но никто так и не захотел вылетать из каменных глубин, и мы пошли в зелёную от мха арку.

Вниз спускаться пришлось по довольно крутому склону из неудобных скользких приличного размера камней. Мы не зря взяли с собой рабочие х/б перчатки. Осторожно передвигаясь по этим камням Времён, мы отправляемся в наше второе путешествие во времени, на этот раз в эпоху позднего палеозоя. Именно тогда, ок. 300 млн лет назад и были сформированы эти горы, затем в некоторых из них вода, постепенно растворяя карбонаты, создала эти огромные карстовые пещеры.

В пещере, разумеется, очень темно, темнее самой Темноты. Поэтому идти туда без хорошего освещения бессмысленно и, пожалуй, даже немного опасно. У нас было два наголовных фонарика, один - помощнее - зумируемый ручной и ещё один, у меня наперевес, мощный фонарь-прожектор для общего панорамного обзора. Однако, глаза всё равно должны немного привыкнуть к темноте.

После непродолжительного спуска вниз пещера поворачивает налево, камни под ногами становятся не такими неудобными и взгляду предстаёт огромный зал. После штолен Слюдорудника особенно впечатляет. Потолок пока ещё не очень высоко, отчётливо слышно, как звонко с него падают капли воды, постепенно образовавшие известковые сосульки.

Слева от входа в "зал" есть ещё проход в следующую комнату, тоже довольно обширную.

За счёт неострых форм и отблеска воды кажется, что стены пещеры сделаны из какого-то пластика и очень гладкие. Но когда прикасаешься, чувствуешь каменный холод и шероховатую фактуру.

Таким же пластиковым кажется и потолок, высота которого от пола ближе к концу большого зала ок. 19 метров, если верить источникам в интернете.

Мне показалось, что под самым потолком, только чуть ближе к выходу, есть ещё какой-то лаз, но добраться до него не представлялось возможным, да и нагулялись мы уже вдоволь к этому времени.

Уже дома на фотографиях я обратил внимание на местного жителя Лаклинской пещеры. Маленький мышонок спал на одном из камней. Жаль, что в полумраке я его не разглядел, сделал бы хороший портретик :-):

Вобщем-то пора двигаться домой, идём на выход. Пока я внизу немного замешкался, отдельные граждане твёрдым шагом идут по направлению к термосу с горячим чаем, обсуждая по пути впечатления, накопившиеся за день.

Примечание:

Не так давно вход в пещеру оборудовали лестницами, что значительно облегчило спуск внутрь.

На главную страницу

Потолок лаклинской пещеры
Новый указатель
1/2

uraltourist https://www.uraltourist.com/ Туризм в России ru true https://www.uraltourist.com/ Tue, 21 Apr 2015 14:15:00 +0300 Владимир Субботин ]]> ... ]]> ...